Saturday, November 24, 2012

50 shades of grey и тысяча вопросов

Наконец-то прочитала первую часть трилогии Эл Джеймс, Пятьдесят оттенков серого. Книгу с серебристо-серым галстуком на обложке я купила лишь потому, что ее, казалось, успели прочитать все кроме меня, а мне как обычно не хотелось отставать. К тому же, отзывы знакомых девочек о Пятидесяти оттенках были настолько лестными ("Не читала?! Да ты что! Прочитай обязааательно!! Классная книга..."), что у меня прямо-таки не оставалось никакого выбора, как бежать в ближайший книжный магазин.

Что могу сказать... На шедевр литературы роман никак не тянет. Сюжет не новый, но не плохой; что изрядно подкачало, так это писательские навыки автора. Да простят меня ее фанаты, но назвать Эл Джеймс писательницей можно только с большой натяжкой: пишет она крайне скудно. Так скудно, что первые 40 страниц показались мне испытанием и пришлось с собой побороться, чтобы не отбросить книгу в сторону. Потом я как-то втянулась и даже нашла сюжет вполне занимательным, аккурат до того момента, пока на страницах не начали разыгрываться - с неоправданной частотой - БДСМ-оргии. Нет, я вовсе не против оргий (ха-ха), если это неотъемлемая часть произведения, но в данном случае ежу понятно, что бесчисленное количество постельных сцен написано с целью эпатировать читателей и тем самым повышать продаваемость издания. Особенно в данном случае, когда интимная жизнь главных героев перемешивается с элементами насилия.

Коротко изложу суть романа для тех, кто не успел на него подсесть. Извращенный красавец-миллионер Кристиан влюбляется в неуклюжую студентку-девственницу Анастейшу. Между ними разворачиваются отношения. Кристиан перетягивает наивную Ану на свою темную в сексуальном плане сторону и даже пытается привить ей любовь к БДСМ. Так как девчонке реально снесло от любви крышу, она, до поры до времени, терпит необычные нравы своего возлюбленного. Что следует дальше, я вам поведать не могу: продолжение, как говорится, следует... в следующем томе.

Признаюсь, мне изрядно пришлось поломать себе голову в поиске объяснения бешеной популярности этого фэнфика, слизанного с Twilight Стефани Майер. (В некоторых местах параллели настолько бессовестно явные, что Кристиан и Ана невольно приобретают очертания Роберта Паттинсона и Кристен Стюарт.) Вопреки распространенному мнению о том, что роман стал бестселлером в большей степени благодаря непрекрытой, доселе табуированной БДСМ-эротике, я считаю, что дело, все-таки, в фигуре Кристиана Грея, являющегося одновременно как мечтой любой девушки, так и воплощением ее страхов. С одной стороны он божественно красивый, богатый молодой человек с безукоризненными манерами, отличным вкусом и почти магической властью над людьми. Он полон загадок, непредсказуем, человек-сюрприз: и на вертолете летает, и на рояле играет, и вообще первый парень на деревне, при виде которого девушки падают штабелями. А еще он одержим мыслью о том, чтобы его возлюбленная была в полной безопасности и вела максимально комфортную жизнь, и предпринимает для этого все возможное. (Ах!..) С другой же стороны Кристиан какой-то странный тип с непонятными нравами и комплексами: любит связывать девушек по рукам и ногам, и шлепать их по голой попе ладошкой да ремнем (!), не позволяет касаться его груди, потому как испытал "пятьдесят оттенков зла", крайне холоден, жесток и непредсказуем в смене своих настроений. На Анастейшу он наводит то восторг, то ужас, а иногда и то и другое одновременно. От своей возлюбленной он требует беспрекословного повиновения во всем; если же этого не случается, грозит физическим наказанием.

Нормально?

Но вот в чем феномен: все девушки, с кем мне удалось поговорить на тему Грея, мечтательно вздыхали и отпускали что-то из разряда "Он классный". Не безоговорочно, конечно, но все же. Классный. Чувак, который кличет себя доминантом и требует от своей сабы повиновения во всем, который получает наслаждение, причиняя физическую боль своей возлюбленной, оказывается классным. Если вы, уважаемый читатель, роман не читали и девушкой не являетесь, вам запросто может показаться, что прекрасный пол совсем сошел с ума. (Может так оно и есть...) Мне и самой это кажется более чем странным, особенно потому, что я вынуждена причислить себя к вышеупомянутым "сумашедшим". Нет, меня вовсе не возбуждает мысль о том, что какой-то сероглазый блондин хочет пройтись по мне розгами. Тут штука в другом. Кристиан, может, и псих, но псих заботливый. Ему, к примеру, не все равно, как его девушка живет, чем питается, как добирается на работу. Он покупает ей новенькую ауди, чтобы та не разбилась к чертовой матери на своем древнем жуке-фольксвагене, дарит ей блэкберри, чтобы всегда быть с ней на связи. Он, словно бэтмен, является к ней в ночи и спасает то от пьяного пристающего товарища, то от грусти. Он живо интересуется ее жизнью, ее прошлым, с радостью знакомится с ее родителями и представляет своим. При этом он галантен, внимателен и неординарен. Его странные сексуальные наклонности кажутся нам девушкам - внимание! - мелочью на фоне тех бесспорных достоинств, которыми он обладает.

Вопрос в студию: Ну разве это не тревожный звоночек, а???

Как же так может быть, что девушки готовы подумать над тем, чтобы нет-нет терпеть порку в обмен на заботу??? До чего же мы докатились, товарищи??? Неужели девичьи потребности настолько не удовлетворяются, что они готовы к физической боли ради каких-то других благ???

Тут, конечно, нужно заметить, что по сюжету романа Кристиан вроде как не такой уж и изверг, а его не гуманные склонности сводятся к пережитым в детстве и юношестве психическим травмам. То есть: Анастейша, а с ней и миллионы читательниц, его еще и оправдывают, надеясь на скорое спасение-исцеление любовью. Чисто женский подход, не правда? 
(И что нам надо всех спасать?)

Меня распирает от любопытства: что вы думаете по этому поводу?

Кстати, во всю идут переговоры об экранизации 50ти оттенков. Главными претендентами на роль Грея являются Мэтт Бомер (что довольно странно, ведь Мэтт - гей);


вампир Йен Сомерхалдер;


Ченнинг Татум (ах-ах!);


Крис Хемсворт;


Генри Кавилл;


Стивен Амелл.


На роль Аны подумывают пригласить Милу Кунис, Эмму Уотсон или Эшли Грин. На феусбуке появилась фиктивная Анастейша Стил с лицом Алексис Бледел. 
Кто ваши фавориты?)

25 comments:

  1. Не читала сие произведение и скорее всего не буду, особенно после прочтения нескольких рецензий. Уж больно не хочется засорять себе мозги очередным "шедевром" современной литературы)
    Фильм в принципе, можно будет посмотреть... Вампир конечно слишком очевидно подходит, но из предложенных кандидатов зацепил последний в списке) есть в нем что-то)))


    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, на фильм я бы тоже пошла. Особенно, если главную роль будет играть Супер Майк... простите, Ченнинг Татум ;-)))

      Delete
  2. А геде же Стивен Амелл из американского сериала "Arrow"? :) Вот он "настоящий" Кристиан Грей ;)

    ReplyDelete
  3. Прости, Юль, не учла! Сейчас исправлю)

    ReplyDelete
  4. Классно, спасибо! ;) Вот только что сидела и выбирала фаворитку Анастейши! И выбрать совсем не легко! Может быть: Люси Хейл, Эмми Россум, Лейтон Мистер и "на последних местах" (смотря как накрасят ;)) Эмилия Кларк или Александра Даддарио! Но пока Лейтон моя фаворитка ;) Алексис на роль Анастейши передумала...Кажется я всё таки буду думать о ней как Рори Гилмор...Так-же как я думаю о Джареде Падалеки как Сэм Винчестер ;)

    ReplyDelete
  5. Согласна с тобой, выбор не легкий))) По поводу Рори - точно)

    ReplyDelete
  6. Я еще не читала эту книгу, несмотря на всеобщий психоз всех моих знакомых, у меня до нее руки еще не дотянулись :))))!! Пора исправляться :)))

    ReplyDelete
  7. Не успеваю ответить: у меня завтра/сегодня уже вообще-то и послезавтра 2 реферата. Но я пометки делаю мыслей)))

    Вот пока на закуску
    http://www.youtube.com/watch?v=GkHIAIEZDC4

    ReplyDelete
    Replies
    1. Удачи тебе, Оксан!! Видео повеселило - классные бабули)

      Delete
  8. Вообще не вижу смысла ее читать, особенно после столь подробной рецензии. На фильм скорее всего тоже не пойду, не могу смотреть на сцены насилия. А насчет того, что современные девушки готовы продавать себя за те или иные блага уже к сожалению не новость. Женщины в подавляющем большинстве не уважают себя.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Наврятли в фильме покажут то, что написано в книге. Скорее всего фильм будет облегченной версией романа - как и всегда.
      Не знаю, связано ли то, о чем вы говорите, с отсутствием уважения к себе. Мне кажется, тут все сложнее.

      Delete
  9. Я не читала и не буду. Я не пойму. Я из того рода женщин, которые ни за какую заоту не согласятся терпеть такое явное доминирование с рукоприкладством. А вообще я абсолютно согласна, что это ужасно, иметь такую тенденцию в обществе.

    ReplyDelete
  10. Наверное эти девушки скрытые мазохистки)

    ReplyDelete
  11. мне кажется, Мэтт Бомер больше всего подходит)))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Чисто внешне, конечно, да) Но как-то странно видеть на экране человека, изображающего необузданную страсть к девушке, и знать, что на ее месте он тайно представляет себе парня ;-)))

      Delete
  12. я бы не назвала это рукоприкладством в общепринятом смысле, ведь от обычных побоев вы навряд ли испытываете оргазм, а в книге это (насколько я помню) проиcходит с героиней каждый раз, когда Кристиан прикладывает к ней руку:) (и не только руку:)только в последней сцене ей не понравилось. а вообще, я абсолютно согласна с вами, что женщин привлекает не садо-мазо игры (желание которых приписывать каждой женщине- абсурд), а образ героя. книгу шедевром не назовешь, но мне понравилось, что кое -где проблескивает юмор, а прочитала я ее, чтобы знать, по чему все сходят с ума:), надо же составить свое мнение, а это трудно сделать, если не читал книгу

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, я прочитала книгу именно из этих соображений)

      Delete
  13. Что-то меня даже и не тянет такое читать .... по верю на слово , что не шедевр .. этим и ограничимся ...!!!
    В саге Сумерки хоть сады-мазы нет ... там просто сказка про любовь ... она мне как-то ближе -пусть уж лучше Вампир ...чем мужчина с отклонениями ...

    ReplyDelete
  14. Ну, может, не все так на поверхности (а, может, это я вечно пытаюсь выкопать какой-то смысл в откровенной ерунде). Каждому из нас наверное присуще стремление к привязанности и проникновению в жизнь другого человека, хочется, чтобы и в тебе кто-то ощущал потребность и в какой-то степени зависимость. Просто у относительно:) здоровых людей это выражается больше на эмоциональном и духовном уровне - забота, опека, а вот у героев романа приобрело несколько болезненные очертания бдсм, ну и конечно, было гипертрофированно описано (не очень, правда, на мой взгляд умело) автором.

    Книга имхо ширпотреб, но читать надо, и притом стараться не морщиться - нужно же держать руку на пульсе современной культуры, ну пусть даже такой(:

    А фильм американцы отличнейший сделают, уверена, с красивущим мерзавцем и трепетной девочкой) Пойду с удовольствием и поп-корном))

    ReplyDelete
  15. Да, действительно феномен. Пытаюсь понять почему же мне захотелось прочитать все 3 книги? Ну и остальным миллионам читателей. Причем качество в литературном смысле действительно оставляет желать лучшего, на много лучшего. Но вот уровень эмоционально воздействия на мой взгляд действительно сильный.

    Наверное исскуство должно использывать некие метафоры, гротеск чтобы встряхнуть нас. Во всех отношениях присутствует некий элемент подавления воли одного партнера другим. Да и у всех есть свои завихи и психологические проблемы, пусть и не такие клинические как у героев этой книги. БДСМ это скорее символ на мой взгляд. Но главное, что вся эта ситуация сводится к класической диллеме красавицы и чудовища: "Любовь, это достаточно серьезная причина для того, чтобы пойти на безумие? Рисковать своей безопасностью, жизнью пытаясь спасти любимого человека (или хотя бы быть рядом с ним даже если он ... страдает психологическими расстройствами, у него ВИЧ или какая-то другая смертельная и опасная болезнь, он инвалид ... да Бог его знает какие экстремальные ситуации бывают в реальной жизни пострашнее БДСМ). Что важнее, безопасный выбор или самопожертвование с крошечной надежной спасти любимого?"

    Ну а тут еще и он так ее любит, что вопрос об отсутствии самоуважения у героини просто неуместен на мой взгляд.

    Деньги, откровенные описания интимных отношений, все это конечно привлекательно для обывателя, но ведь так много книг про миллионеров и девственниц, страсной любви да и наконец просто откровенной литературной порнухи. И тем не менее именно это книга продается как вирус, без маркетинга и рекламы по всему миру. Я думаю здесь есть что-то фундаментальное, что задевает людей (женщин) где-то больше на подсознательном уровне и дает надежну. Надежду на безусловную любовь?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо за ваш свежий взгляд и комментарий!

      Delete
  16. Всем привет! Открываю небольшой салон красоты, собираю информацию для подготовки бизнес плана. Здесь есть может опытные в этом девочки) Не хочется просто так потратить деньги, а потом менять товар. Сейчас очень большой выбор оборудования для салонов красоты, аппаратов для косметологии. Очень легко запутаться( Подскажите где купить ложечка для чистки лица?

    ReplyDelete