Не думала, что вновь вернусь к теме образования. Но после публикации первого постинга она меня не отпускает. Мои наблюдения нашли неожиданно большой резонанс среди совершенно разных людей и спровоцировали не одну плодотворную дискуссию. Особенно интересными мне показались беседы с одним из доцентов (в дальнейшем М.И. :-)), о которых мне не терпится с вами поделиться.
На вопрос М.И., каким я увидела российское образование, я рассказала то, что некоторые из вас уже прочитали в предыдущих постингах. Суммирую: образование не плохое, плохие студенты) М.И. со мной согласился. После он попросил обрисовать позитивные стороны здешнего образования. Я, нахмурившись, задумалась.
- Ой, ну бросьте, Наташа, ну должно же быть что-то хорошее!
- Да, конечно, - закивала я, но в голову вот так сразу ничего не приходило.
Вечером следующего дня, после того, как удалось все еще раз хорошенько взвесить, я отправила М.И. и-мэйл, где довольно подробно описала те стороны российского образования, которые показались мне особенно позитивными.
"Уважаемый М.И.,
я еще раз обдумала
наш с вами разговор о российском образовании. Есть некоторые важные,
позитивные пункты, которые я не упомянула, но которые упомянуть следует.
Момент первый: четкая структура учебы, а так же разносторонность предметов. В
немецких ВУЗах эта разносторонность никак не ниже, но за счет
отсутствия строгого структурирования курсов менее эффективна, так как
влечет за собой научный винегрет в головах бедных студентов.
Момент второй: преподаватель выступает в роли наставника, "болеет" за своих студентов. С таким
подходом в ФРГ я практически не встречалась. Там отношения между
доцентом и студентом можно охарактеризовать как сугубо деловые, чего
иногда просто не достаточно.
Момент третий: уверенная и четкая подача информации преподавателем. В немецких ВУЗах с этим порой беда: большинство доцентов формулируют свои мысли несколько размыто, оставляя порой излишнее пространство для фантазии. Мне не понятно, с чем это связано. Быть может, они делают это нарочно, чтобы не было к чему прикопаться? :-)
Момент третий: уверенная и четкая подача информации преподавателем. В немецких ВУЗах с этим порой беда: большинство доцентов формулируют свои мысли несколько размыто, оставляя порой излишнее пространство для фантазии. Мне не понятно, с чем это связано. Быть может, они делают это нарочно, чтобы не было к чему прикопаться? :-)
Четвертый: в российских ВУЗах допускается и даже приветствуется, как мне показалось, креативность в мышлении. Несмотря на то, что в немецких школах и университетах без умолку говорят о том, что людей нужно учить думать самостоятельно, к "инакомыслящим" относятся не всегда и не везде положительно. В частности это касается выходцев из бывшего СССР и представителей других (не англоговорящих) стран, которые нет-нет "да и выдадут что-нибудь эдакое", что не вписывается в устои немецкого мышления. Это ведет к довольно узкому сознанию целой нации, что печально.
Пятый: за счет наличия групп в российских ВУЗах намного легче выстраиваются отношения между студентами. У нас с этим порой беда. Никаких групп; на каждой лекции, каждом семинаре и т.д. друг с другом встречаются совершенно разные люди - бакалавры, магистры, студенты разных факультетов - все в перемешку. Поэтому немецкие студенты, как правило, существа анонимные. В этом, конечно, есть и позитивные стороны, но все же...
(...)"
На это М.И. ответил мне следующее: "(...) по образованию вы слишком много позитивного нарисовали", что заставило меня улыбнуться. Но такова моя позиция. (Да, очень неоднозначная, я в курсе).
***
Всё, на этом тема закрывается))) Буду рада корректирующим комментариям)
Наташ, я вот тоже несколько дней нет-нет да и вспоминала поднятую тобой тему... Безусловно что-то хорошее можно всегда найти, но оно опять же будет относительным или в той или иной степени субъективным. Вот у тебя тоже были комментарии типа "не всё так ужасно". Мне, в общем то, тогда тоже ничего ужасным не казалось, пока не довелось сравнить... А еще мне кажется, неплохим критерием оценки ВУЗов "там" и "здесь" можно считать выпускников этих самых ВУЗов - хотя бы тот факт, сколько из них нашли работу по специальности (или как минимум близко к ней лежащую). Иногда у меня создавалось впечатление, что главное было поступить, неважно в какой университет, неважно на какой факультет - главное, чтобы было слово "высшее", ведь на это обращают внимание при приеме на работу, пусть ты и устраиваешься, скажем, в мобильную компанию, а по образованию у тебя написано "дизайнер одежды" :))
ReplyDeleteСогласна с тобой по поводу того, что принцип "главное куда-то поступить", "главное получить заветную корочку" ошибочный. (На себе испытала.) Что касается трудоустройства... это такая история) Кому как повезет, как говорится. Кто-то находит себя именно в той сфере, которую изучал пять лет в ВУЗе, кто-то в совершенно иной. Не думаю, что это говорит о качестве работы, хотя программисту проектирование своего дома я бы не доверила))).
DeleteВпрочем, может ли быть по-другому, особенно в данной экономической и политической ситуации? Люди с высшим образованием не всегда могут устроится на достойную работу, что говорить тем, у кого оно среднее?..
Всем привет! Открываю небольшой салон красоты, собираю информацию для подготовки бизнес плана. Здесь есть может опытные в этом девочки) Не хочется просто так потратить деньги, а потом менять товар. Сейчас очень большой выбор оборудования для салонов красоты, аппаратов для косметологии. Очень легко запутаться( Подскажите где купить лампы для фотоэпиляции?
ReplyDelete